Проектирование аппарата управления в строительно-монтажном тресте

Объем СМР, выполняемых собственными силами СМУ; стоимость основных фондов строительного назначения на 1 млн. руб. по собственным силам; среднесписочная численность работников на СМР и в подсобных производствах. Для указанных факторов были построены корреляционные зависимости по данным строительных организаций, функционирующих в Нечерноземной зоне РСФСР. Были получены уравнения регрессии для всей совокупности трестов, действующих в этой зоне, и отдельно для функционирующих в ней подрядных организаций б. Минстроя, Минэнерго и Госагропрома. Несмотря на то, что теснота связей в этих уравнениях не отличается большой однородностью, тем не менее прослеживается ряд общих тенденций; например, анализ полученных зависимостей позволяет сделать вывод, что размер аппарата управления треста имеет тенденцию к увеличению по мере роста удельного веса работ по объектам производственного назначения, размеров СМУ, стоимости основных производственных фондов и численности работников всех категорий. Кроме того, установлено, что увеличение зоны обслуживания также вызывает рост численности ИТР и служащих. В связи с этим необходим дифференцированный подход как к определению нормативов численности ИТР и служащих на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ, так и к проектированию структуры аппарата управления. При этом к последней должны предъявляться следующие требования: приведение системы управления в соответствие с характером той производственно-хозяйственной системы (от Госстроя до треста), для которой она проектируется; соблюдение норм управляемости в каждом звене и на всех ступенях, обеспечивающих организационную устойчивость, оперативность и надежность управления; научно обоснованное разделение и кооперация труда в аппарате управления, обеспечивающие устойчивые связи между работниками как внутри структурных подразделений, так и в пределах всей строительно-монтажной организации; рациональное сочетание централизации и децентрализации функций управления; четкое разграничение управленческих работ между службами аппарата управления и отдельными исполнителями.