Бетонное покрытие

Начиная с 1933 г. для осуществления программы строительства германских автострад большую их часть намечали построить с применением битума, однако в конце 1934 г. было решено строить покрытия проезжей части главным образом из цементобетона. Это решение обусловливалось следующими соображениями: программа строительства ставила целью сдавать в эксплуатацию около 1000 км в год, что требовало широкой механизации строительства. В то время это было неосуществимо для черных покрытий на нежестких основаниях, так как применение в качестве основания уложенного вручную пакеляжа предъявляло высокие требования к ручному труду как в отношении количества, так и качества, и поэтому от них пришлось отказаться. Другие типы оснований для черных покрытий в то время мало использовались, вернее, еще не были разработаны. Важную роль в выборе типа покрытия проезжей части играло то, что покрытия из цементобетона обеспечивали отличное распределение нагрузки. На основании этих соображений от бетонной проезжей части ожидали продолжительного срока службы без больших расходов на ее содержание. Эти ожидания полностью подтвердились: бетонные покрытия германской сети автострад выдержали 15-20 лет службы без значительных расходов на их содержание, если не считать отдельных повреждений непосредственно от военных действий и оседания грунта в районах горных разработок. Бетонное покрытие по своим эксплуатационным качествам отличается весьма небольшим сопротивлением качению и вполне достаточной силой сцепления.

Сцепление (шероховатость) старых, изношенных покрытий зависит от использованных крупных заполнителей. Так, известняк, употребляемый в некоторых странах в верхнем слое бетона, часто обладает в высокой степени способностью полироваться и образовывать скользкую поверхность.