Прогресс не стоит на месте – развитие технологий и их внедрение на производства позволяют разрабатывать и выпускать известные виды техники на качественно новом уровне, наделяя ее значительно усовершенствованными возможностями, о которых ранее можно было только мечтать. Это утверждение как нельзя лучше подходит к сегменту аудиотехники, а именно к элементам Hi-Fi аппаратуры Hi-End уровня.

Многие люди не могут представить свою жизнь без музыки. Казалось бы, что может быть проще – широкий выбор магнитол и музыкальных центров в настоящее время может полностью удовлетворить потребность в ее бытовом прослушивании, однако это верно только отчасти.   Для неискушенных слушателей, или же в условиях не располагающих к высококомфортному, расслабленному прослушиванию музыкальных произведений, это действительно так, но если Ваши музыкальные запросы являются более высокими, если Вы любите музыку настолько сильно, что не можете примириться с огрехами и недостаточной выразительностью стандартных устройств воспроизведения звука, Вы неизбежно обратите внимание на сегмент Hi-Fi звуковоспроизводящей аппаратуры.

Итак, Вы решили устроить в одной из комнат Вашего жилища зал для прослушивания музыки и просмотра кинофильмов, впечатления от которых не должны уступать возникающим при посещении концертного либо кинозала. Конечно, можно приобрести готовую систему домашнего кинотеатра, в состав которой войдет аудиосистема 5.1 и DVD-плеер. В дополнение к ней достаточно будет выбрать и оборудовать зал обычной LCD, LED, плазменной панелью или же панелью 3D с соответствующей габаритам Вашего помещения диагональю экрана. Во многих случаях такая система будет удовлетворять подавляющее число пользователей, но, как известно, предела совершенству нет. DVD-плеер стандартного кинотеатра в качестве универсального средства воспроизведения, декодирования и усиления звука с достаточно качественными, но не более, колонками среднего ценового диапазона, входящими в набор, в сравнении с системами более дорогостоящих, узкоспециализированных устройств с акустическими системами Hi-Fi, будет заметно проигрывать последним в качестве звучания.

Если Вы не признаете компромиссов – вариант построения домашней аудиосистемы Hi-End уровня именно для Вас! Итак, давайте посмотрим, из каких компонентов состоит аудиосистема способная оправдать практически все ожидания и удовлетворить запросы самого требовательного и взыскательного пользователя: Акустическая система AV-ресивер или AV-усилитель DVD-проигрыватель Более дорогой, но и практически безукоризненной, предназначенной для достаточно больших помещений, окажется следующая конфигурация: Акустическая система AV-усилитель AV-процессор Тюнер FM/AM DVD-проигрыватель Ядром любой конфигурации является AV-ресивер (сразу скажем, что AV-ресивер отличается от AV-усилителя наличием встроенного блока тюнера FM/AM, который позволяет вести прием сигнала радиостанций, в том числе и интернет-радиостанций).   AV-ресивер объединяет в единую сеть все источники аудио-видео информации, в числе которых может находится очень широкий спектр устройств воспроизведения и трансляции – от устаревших VHS видеомагнитофонов, современных CD/DVD/Blu-ray плееров и рекордеров, персонального компьютера до тюнеров кабельного и спутникового телевидения.

AV-ресивер  выбирает сигнал одного из них для декодирования встроенными декодирующими модулями соответствующими входному аудиосигналу стандарта, с помощью цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) преобразует его из цифровой в аналоговую форму и усиливает полученный в результате обработки сигнал интегрированным многоканальным усилителем мощности. Рассмотрим подробнее, на что необходимо обратить пристальное внимание при выборе конкретной модели AV-ресивера. Декодеры звука Звук на современных носителях в большинстве своем является многоканальным и записывается с использованием определенных алгоритмов кодирования цифрового сигнала. Для его успешного воспроизведения AV-ресивер должен поддерживать соответствующий стандарт кодировки, т.е. обладать необходимыми узлами декодирования, в противном случае услышать (и увидеть – если речь идет, к примеру, о фильме) результат можно будет только при условии наличия такого декодера в устройстве-источнике (CD/DVD/Blu-ray плеере/рекордере).

Наибольшее распространение в настоящее время получили следующие декодеры Dolby Pro Logic II – является декодером преобразующим аналоговый стерео сигнал в псевдо 5.1, является усовершенствованным вариантом Dolby Pro Logic Dolby Digital и DTS – декодеры цифрового сигнала 5.1 физически записанного на 6 независимых аудиодорожек, позволяющие воспроизвести реальную объемную звуковую картину переданную посредством 6 микрофонов, без алгоритмов виртуального наложения каналов в случае с обработкой сигнала с меньшим количеством аудиодорожек. Присутствие набора этих декодеров сейчас является нормой и позволяет успешно осуществлять декодирование звука для акустических систем стандарта 5.1.

Если же Вы планируете построить систему с большим количеством каналов – желательно наличие максимально возможного количества следующих декодеров: Dolby Digital Plus Dolby Pro Logic IIх Dolby Pro Logic IIz       Dolby Digital EX Dolby True HD DTS NEO: 6 DTS ES 6.1 Matrix DTS ES 6.1 Discrete DTS 96/24 DTS-HD Master Audio DTS-HD High Resolution Audio Коммутация На задней панели AV-ресивера располагаются разъемы входов и выходов аудио и видеосигналов. Наиболее удачной их компоновкой является та, при которой они сгруппированы по соответствующим аудио и видеовходам и выходам, что позволяет просто, почти на интуитивном уровне произвести подключение устройства. Количество и тип АV-входов и выходов у различных моделей может значительно отличаться. Чем больше входов будет иметь Ваш ресивер, тем больше устройств-источников можно будет к нему подключить и, соответственно, чем больше выходов – тем больше устройств отображения изображения или других устройств, необходимых для осуществления дальнейших операций над сигналом в зависимости от поставленных целей.   Максимальное количество подключаемых аудиоколонок напрямую зависит от количества каналов усиления 2.0, 5.1, 6.1, 7.1, 8.1 реализованных в усилительном тракте ресивера и соответствующем количестве аналоговых аудиовыходов.

Построение аудиосистемы с общим количеством более 6 каналов оправдано в случае использования в качестве носителей дисков стандартов Blu-ray и HD DVD, на которых аудио/видео информация записывается в цифровом виде с общим количеством звуковых дорожек, превышающих устоявшуюся норму форматов DVD и DVD-Audio со своим стандартом 5.1.

Существует два типа аудио и видеосигналов – аналоговые и цифровые. Передача информации более предпочтительна в цифровом виде, так как качество звука и видео на выходе в этом случае будет выше. Однако для осуществления полного цикла обработки сигнала в цифровом виде возможно только при использовании цифрового источника – CD/DVD-проигрывателя, спутникового ресивера и проч. Аналоговые интерфейсы используются если есть необходимость в качестве источника подключить видеомагнитофон, кассетную деку или внешний тюнер AM/FM, транслирующих сигнал аналоговый. Аналоговые видеовыходы также могут понадобиться при подключении устройств вывода изображения не поддерживающих новые цифровые стандарты: DVI, HDMI и DisplayPort. Существуют такие типы передачи  аналогового видеосигнала: Композитный вход/выход (разъемы RCA, «тюльпаны») — подключение реализуется с помощью одного коаксиального кабеля имеющего три разветвления с каждой стороны.

Для видеосигнала используется один, оставшиеся предназначены для передачи левого и правого каналов стереозвука. Качество картинки, формируемое видеосигналом переданным таким образом, является очень низким, вследствие передачи по одному кабелю информации о смешивании цветов, яркости и синхронизации. Картинка, построенная на базе переданного посредством интерфейса S-Video видеосигнала,  является значительно более качественной, вследствие раздельной передачи яркостной и цветовой компоненты. В данном интерфейсе используются разъемы 4-pin mini DIN круглого сечения. Наиболее качественное изображение формируется при передаче видеосигнала по компонентному YPbPr соединению, реализующее раздельную передачу сигнала яркости и двух цветоразностных сигналов по трем независимым каналам (в качестве разъемов могут использоваться RCA, либо реже, BNC).

В AV-ресивере высокого уровня перечисленные интерфейсы должны присутствовать, встроенные блоки коммутации и преобразования должны обеспечивать конвертацию полученных композитных и S-Video сигналов в компонентный. Передача аудиосигнала может осуществляться как в аналоговом так и в цифровом виде. Цифровой сигнал может передаваться по коаксиальному кабелю (разъем RCA) либо по оптоволокну (разъем TosLink), аналоговый же сигнал передается по стереопаре (разъем RCA). Если Вы планируете выводить изображение на LCD, LED или плазменную панель, осуществлять это желательно с использованием цифровых интерфейсов передачи видеоданных, дабы избежать двойного цифро/аналогового в AV-ресивере и аналогового/цифрового в телевизоре преобразования. Передача видеосигнала напрямую от источника к устройству отображения позволяет избежать излишних преобразований сигнала и избежать наводок и прочих искажений, которым подвластен сигнал аналоговый.

Существуют следующие цифровые интерфейсы: IEEE1394 (FireWire) – первый цифровой интерфейс, со скоростью передачи данных до 400 Мб/с. В настоящее время широко используется для подключения видеокамер в качестве источника видеосигнала, значительно реже для подключения DVD-проигрывателей. Разъем конструктивно представляет собой четырехконтактную площадку. Тип передачи сигнала последовательный, двунаправленный. Интерфейс цифрового компонентного видео (YCbCr) – в основу которого положена передача по трем независимым линиям цифрового (в отличие от рассмотренного выше аналогового YPbPr), сигнала яркости и двух цветоразностных. Наиболее приемлемой является одновременная поддержка одними физическими входными/выходными разъемами этого интерфейса, как в аналоговой, так и  в цифровой форме компонентного видеосигнала – Y Pb/Cb Pr/Cr. DVI (Digital Visual Interface) – интерфейс передачи цифрового видеосигнала со скоростью до 3,96 Гбит/с. Такая скорость позволяет передавать видеосигнал в несжатой форме любого из форматов HDTV.

Полученное изображение в сравнении с передачей по аналоговым интерфейсам полностью лишено помех и искажений. Помимо цифрового сигнала через DVI можно передавать аналоговую информацию, к примеру, сигнал RGB транслируемый обычно посредством компонетного аналогового интерфейса (только для универсальной разновидности DVI-I, DVI-D – предназначена исключительно для передачи цифрового сигнала). HDMI (High Definition Multimedia Interface) является наиболее прогрессивным цифровым интерфейсом, позволяющим помимо цифрового видео передавать также и многоканальный цифровой аудиосигнал. Также в HDMI встроена аппаратная поддержка цифрового компонентного видеосигнала (YCbCr) и DVI (потребуется переходник DVI/HDMI).

Подключение по HDMI дает возможность управления всеми элементами системы с одного пульта, а также упрощает процесс коммутации компонентов, которая осуществляется с помощью всего лишь одного кабеля. Использование интерфейса HDMI в настоящее время является приоритетным при подключении современных устройств вывода изображения. DisplayPort является интерфейсом аналогичным HDMI, однако, менее распространенным. Долгое время массовое внедрение цифровых интерфейсов передачи данных сдерживалось из-за возможности несанкционированного копирования контента без потери качества пиратскими студиями, однако с разработкой эффективных методов шифрования данных, реализованных в вышеуказанных интерфейсах, преград для повсеместного распространения передачи видеосигнала в цифре не осталось. Также не помещает поддержка AV-ресивером интерфейса USB. Сетевое подключение Ethernet RJ-45, а в некоторых случаях даже беспроводное Wi-Fi позволит включить устройство в домашнюю компьютерную сеть и даст возможность встроенному тюнеру принимать сигнал сетевых радиостанций.

Мощность ресивера При выборе AV-ресивера необходимо соблюдать баланс между мощностью интегрированного многоканального усилителя, площадью помещения, в котором будет работать система и чувствительностью и сопротивлением акустической системы. Минимальными требованиями стандартов Dolby Digital и DTS является мощность в 50-70 Вт/канал при прослушивании в помещении объемом 85-120 м3 через аудиоколонки чувствительностью 86-88 дБ (чем выше чувствительность акустической системы, тем более высокий уровень громкости может быть реализован при подаче одинакового по мощности сигнала). Следует заметить, что при отсутствии в акустической системе сабвуфера, встроенный усилитель которого должен усиливать низкие частоты, вся нагрузка ляжет на фронтальные колонки и ляжет дополнительной нагрузкой на соответствующие каналы встроенного усилителя мощности AV-ресивера.

Следовательно, обеспечиваемый уровень мощности Вт/канал должен значительно возрасти, иначе будут ощущаться искажения наиболее громких звуков в диапазоне высоких частот. Очень важный момент: минимальная допустимая нагрузка для интегрированного усилителя мощности AV-ресивера должна составлять 4 Ом/канал. Это позволит использовать акустические системы с любым уровнем внутреннего сопротивления (импеданса) – 8, 6 или 4 Ом. Конструкция усилителя Встроенный усилитель мощности может быть выполнен по дискретному или интегральному принципу построения. Дискретная схема построения предполагает использование полупроводников – полевых либо биполярных транзисторов, а интегральная – наличие заменяющих их микросхем. В более дешевых моделях используются интегральные усилители, более качественный сигнал реализуется в устройствах с дискретной схемотехникой усилителя. Для запитки каскадов усилителя мощности предпочтительно применение тороидального трансформатора, который способен обеспечивать более высокую мощность и рассеивать меньше тепловой энергии при равных габаритах.

Разъемы для подключения акустики должны быть винтовыми, что обеспечит надежный контакт и предотвратит случайное выпадение коннектора, часто случающееся при применении пружинных разъемов. Внешнее управление AV-ресивер может быть укомплектован встроенными триггерами, на разъемы которых подается напряжение 12В, что позволяет управлять, к примеру, занавесями на окнах, опусканием экрана, если Вы захотите устроить просмотр не на плазменной или LCD-панели, а с помощью проектора. Также может быть реализовано гнездо для подключения внешнего ИК-приемника, обеспечивающего управление ресивером, если он находится не в зоне прямой видимости – в случае, если Вы подключили к нему воспроизводящее устройство, находящееся в другом помещении.

Настройка Для того, что бы ваша акустическая система звучала максимально качественно после установки необходимо провести настройку AV-ресивера, что легче будет сделать при поддержке последним экранного меню.   Необходимо будет ввести габариты помещения, размеры АС и наличие сабвуфера, расстояние до места прослушивания и другие параметры, запрос о вводе которых Вы увидите на экране. Одной из главных настроек является установка уровня каждого канала, при которой в месте прослушивания громкость от всех компонентов  акустики будет одинакова. Соблюдение этого правила позволит соблюсти баланс звуковой сцены и донести до слушателя полностью соответствующий записанному на носителе сигналу звук. На слух такую настройку провести очень тяжело, поэтому в некоторых моделях AV-ресиверов предусмотрена функция автоматической настройки, при которой подключенный к устройству микрофон размещают в месте прослушивания, а через колонки транслируется тестовый сигнал.

Полученные данные анализируются и автоматически подбираются оптимальные уровни для каждого из каналов. Наличие системы автонастройки позволяет скорректировать звук под физические особенности помещения, к примеру, учесть предметы мебели, от которых при воспроизведении будут отражаться звуковые волны и внести необходимые изменения для правильного построения звуковой картины. Возможность апгрейда Возможность модернизации может быть реализована на двух уровнях – программном и аппаратном. С помощью разъемов USB или RS-232 на AV-ресивер с официального сайта производителя может быть передано программное обеспечение необходимое, например, для более эффективного способа декодирования сигнала Обновления программного обеспечения не всегда бывает достаточно.  Относится это, прежде всего к случаям кардинальных новшеств и в этом случае помочь может установка в устройство отдельно приобретенной платы для расширения функциональности, но только если такая возможность была заложена в AV-ресивер изначально.

К счастью жизненная необходимость в этом возникает крайне редко и для подавляющего числа потребителей наличие или отсутствие возможности аппаратного обновления – апгрейда, принципиального значения не имеет. И в заключение Напоследок скажем, что при выборе AV-ресивера, для рационального вложения денег, желательно использовать правило золотой середины. Определитесь с основными параметрами, которыми должно характеризоваться Ваше устройство: Необходимое количество каналов усиления Достаточная мощность Вт/канал Поддержка необходимых Вам стандартов декодирования звука Хорошие коммутационные возможности и удобство управления Гибкость и количество настроек построения звуковой сцены, наличие систем автонастройки и калибровки и др.

Не стоит останавливать свой выбор на устройствах, которые при меньшей стоимости обладают поддержкой большего количества функций – скорее всего это обусловлено использованием более дешевой и соответственно менее качественной компонентной базы, которая позволит устройству реализовывать их лишь на посредственном уровне. При построении аудиосистемы Hi-End уровня главным критерием должно выступать именно качество, а не максимальное количество функций, и тогда при условии соответствующим образом выбранной акустической системы, Вы сможете окунуться в незабываемые и чарующие звуки кристально чистой музыки, тончайшие нотки которой будут услышаны и прочувствованны до самой глубины души.

Комментарии запрещены.