Монитор является одним из главных компонентов любой компьютерной настольной системы. От того насколько удачным окажется Ваш выбор будет зависеть удобство и комфорт при использовании компьютера. Сразу отметим главное правило: экономить на приобретении хорошего монитора в угоду сохранения дополнительных средств для покупки других компьютерных компонентов категорически не рекомендуется.

Объясняется это просто – самая мощная и современная конфигурация компьютера принесет мало радости своему владельцу, если он во время работы будет испытывать неудобства связанные со зрительным восприятием. Для взвешенного выбора монитора необходимо знать его основные параметры, которыми являются: Диагональ экрана и его формат (соотношение сторон) Разрешение экрана и размер пикселя (точки) Время отклика Яркость, статическая и динамическая контрастность Цветопередача Вертикальный и горизонтальный углы обзора Тип матрицы Тип подсветки Тип блока питания Поддерживаемые интерфейсы Частота обновления экрана и поддержка режима 3D Тип покрытия экрана Материал корпуса Наличие встроенных аудиоколонок Наличие ТВ-тюнера Возможности подставки Существуют такие типы соотношений сторон компьютерных мониторов – классические соотношения 4:3 и 5:4 (почти квадратные) и два широкоформатных стандарта 16:10 и 16:9. Основная масса моделей присутствующих на рынке является широкоформатными. Главным преимуществом широкоформатных мониторов является повышенный зрительный комфорт, который объясняется лучшей приспособленностью к человеческой физиологии. Глазная мускулатура человека лучше приспособлена для перемещения взгляда в горизонтальной плоскости, а само зрительное поле, учитывая расположение глаз, также вытянуто по горизонтали. Зрительная область мониторов с классическими соотношениями сторон имеет значительную высоту, для чтения информации с которой человек вынужден часто перемещать взгляд в вертикальных направлениях, что при длительной работе может приводить к более высокой степени утомляемости мышц глазных яблок, чем при аналогичной по времени работе за широкоформатным монитором. При работе за компьютером рекомендуется располагать монитор таким образом, что бы взгляд падал сверху вниз, тем самым не допуская постоянного напряжения глазных мышц, удерживающих глаза в неоптимальном для них вертикальном угле зрения. В противном случае увеличивается степень пересыхания глаз, вследствие снижения количества морганий и неоптимального их положения для увлажнения поверхности слезной жидкостью. Широкоформатные мониторы, благодаря меньшей высоте при аналогичной диагонали экрана позволяют избегать излишних нагрузок связанных с вертикальным перемещением глаз, более полно использовать естественное поле зрения, а также уменьшить риск возникновения синдрома сухого глаза. Наиболее заметен такой эффект при просмотре фильмов на компьютере либо во время компьютерной игры. Недаром в кинематографе широкий формат давно стал стандартом. При выборе формата экрана многие пользователи руководствуются привычкой – все, ныне не выпускающиеся, электронно-лучевые мониторы имели классическое соотношение сторон. Однако слепо полагаться на привычку не стоит – широкий формат является более универсальным и востребованным у рядового пользователя в силу изложенных выше особенностей. Также не следует слепо следовать универсальному варианту и приобретать широкоформатное изделие. Если Вам нужен монитор преимущественно для офисной работы с базами данных, электронными таблицами, текстовым редактором или же с профессиональными чертежными работами, классическое соотношение сторон 5:4 позволит обеспечить рабочую область большей площади и во многих случаях подойдет лучше. Несколько слов необходимо сказать о широкоформатных соотношениях. Формат 16:10 является более старым и постепенно уходит с рынка, уступая место формату 16:9, который, к слову, является единопринятым в секторе ЖК-телевизоров и плазменных панелей. К преимуществу формата 16:10 можно отнести немного больший размер по высоте, позволяющий при малой диагонали увеличить полезную площадь экрана. Рекомендовать покупку такого монитора можно только для низкодиагональных изделий до 19-20 дюймов. К преимуществу формата 16:9 – полное соответствие разрешения изображения стандарту HDTV 1920×1080 речь о котором пойдет ниже. Заметим, что вопрос выбора формата экрана очень субъективен – выполнение одних и тех же задач кому-то больше понравиться на широкоформатном, а кому-то и на классическом мониторе, так что главным при выборе будет определение того как больше нравится именно Вам. Следующим после определения формата экрана будет являться определение его диагонали или же размер монитора. Диагональ экрана измеряется в дюймах и является одним из главнейших критериев выбора. Перед выбором конкретной модели необходимо определить для себя размер нового монитора. Сейчас на рынке представлены модели с такими диагоналями: Классические форматы 4:3 и 5:4: 17–19–20–22–24–26 дюймов Формат экрана 16:10: 17–19–20–22–24–26 дюймов Формат экрана 16:9: 18,5–20–21,5–23–23,6–24-26 дюйма Существуют мониторы и с большими диагоналями экранов, однако их применение в качестве именно компьютерных мониторов в бытовых условиях может вызвать некоторые неудобства. Если Вы приобретаете монитор для домашнего компьютера, используемого как мультимедийный и игровой центр, оптимальным решением будет приобретение широкоформатного монитора с диагональю 23 дюйма. Объясняется это наличием большого количества моделей у всех производителей, оснащенных матрицами с наилучшими показателями цена/качество, а также оптимальным размером пикселя (не слишком мелким и не очень крупным), что обеспечивает при стандартном разрешении высокой четкости HDTV 1920х1080 формирование картинки с сохранением привычного масштабирования. Для выполнения стандартных офисных работ не связанных с применением специализированных графических, проектировочных и дизайнерских приложений в виде бюджетного варианта возможно применение мониторов с малыми диагоналями экранов до 18,5-20 дюймов. Заметим, что для многих нетребовательных пользователей такой размер является более комфортным в использовании, чем более крупные образцы, в силу выработанной привычки. Для таких пользователей мониторы с размерами от 21,5 дюйма кажутся огромными и вызывают ощущения сходные при просмотре фильма в кинотеатре на первом ряду. Применение таких мониторов в домашних условиях не позволит ощутить такие востребованные многими возможности, как качественный просмотр HD-фильмов, впечатления, приносимые всеми без исключения современными играми и, конечно же, возможность комфортного многооконного режима работы со многими приложениями, панели управления которых на больших широкоформатных экранах можно разместить с учетом наибольшей эффективности используемой площади. Однако если у пользователя потребности в них нет, к примеру если фильмы Вы привыкли смотреть на большом экране домашнего ЖК-телевизора либо плазменной панели, современные игры Вас интересуют в степени не превышающей эпизодические случаи, Вы дома не занимаетесь чертежными и графическими работами, интернет-серфинг привыкли осуществлять с помощью небольшого экрана, да и вообще цените в технике компактность – низкодиагональные дисплеи подойдут Вам как нельзя лучше. Для альтернативы можно также предложить средние мониторы со значениями диагонали экрана 21,5-22 дюйма, однако здесь необходимо помнить, что такой монитор, не смотря на увеличенный размер экрана, не всегда будет поддерживать HDTV разрешение 1920х1080 точек, а если будет поддерживать, то ввиду мелкого физического размера пикселя (точки) формируемое изображение будет иметь несколько меньший масштаб. Иными словами такие мониторы формируют более мелкое изображение, чем модели со стандартным размером точки, что у некоторых людей вызывает негативные ощущения при использовании. Для лучшего понимания необходимо дать определение «разрешение изображения». Упрощенно разрешение – это количество светящихся точек отложенных по вертикали и горизонтали, которые и формируют изображение. Чем выше разрешение, т.е. чем больше точек участвует в построении изображения, тем более детализированной и четкой будет картинка. Следующим важным параметром является время отклика матрицы, который характеризует время, необходимое пикселю для перехода из состояния черного цвета в белый и обратно. Наиболее популярной методикой подсчета этого показателя является методика Grey-to-Grey (GtoG) использующая подсчет времени при переходе между определенными градациями серого цвета. При высоком времени отклика в динамичных сценах при построении изображения будут отображаться шлейфы за движущимися элементами картинки, характеризующиеся искажением цвета, наличием ореолов и других артефактов изображения, что наиболее заметно будет при просмотре динамичных сцен фильмов, а более всего проявляться в играх. Таким образом, если монитор предназначается для игрового компьютера время отклика становиться критическим показателем и по методике измерения GtoG не должно превышать 2 мс. Для нетребовательных геймеров, а также для комфортного просмотра фильмов можно смело рекомендовать мониторы со временем отклика и 5 мс, но не более. Следующим, на чем следует остановиться при выборе, являются показатели яркости, контрастности и цветопередачи. Показатель яркости характеризует интенсивность свечения экрана и измеряется в канделах на метр квадратный. Чем более яркой будет обстановка (к примеру, залитая солнечным светом комната), тем более ярким должно быть свечение изображения. Показатель в 250-300 кд/м2 является абсолютно достаточным для обеспечения формирования достаточно интенсивного изображения, видимого в самом светлом помещении. Контрастность является величиной характеризующей отношение максимальной яркости при показе белого цвета к минимальной яркости при показе черного. Чем выше будет показатель контрастности, тем выше будет способность монитора к передаче оттенков цвета и полутонов, а также к передаче глубоких темных цветов. Контрастность современного LCD-дисплея не должна быть ниже 1000:1. Динамическая контрастность – это метод увеличения контрастности путем регулирования яркости в каждый конкретный момент времени, в соответствии с проанализированной картинкой, выводимой на экран. Такой метод не меняет физического показателя контрастности, однако позволяет добиваться такого изображения, как если бы контрастность действительно возросла до соответствующего значения. Показатели динамической контрастности варьируют в различных моделях от 5 000:1 до 5 000 000:1. Цветопередача характеризует способность матрицы передавать цвета в формируемом изображении. Чем выше цветопередача – тем лучше. В технических характеристиках современных мониторов чаще всего указывается две величины – 16,2 и 16,7 млн. цветов. Если для Вас важен параметр качественной и наиболее достоверной цветопередачи настоятельно рекомендуем выбирать монитор, в технической характеристике которого указан показатель в 16,7 млн. Не углубляясь в технические тонкости скажем, что изделия с заявленными 16,2 млн. цветов практически ни когда не способны их реализовать, а если речь идет о быстром игровом мониторе построенном на TN матрице можете быть уверены, что реальная (без тонких уловок в технических описаниях) цветопередача не превысит физического показателя в 262 000 цветов. Следующей, определяющей показатели практически всех вышеперечисленных характеристик, является тип применяемой матрицы. Существует три основные технологии изготовления TFT-матриц: TN+film IPS (S-IPS, e-IPS) PVA (MVA, S-PVA, C-PVA) TN+film (Twisted Nematic + film), или просто TN является исторически первым типом производства TFT-матриц и характеризуется самым низким временем отклика, что является ее безусловным достоинством. К сожалению, наряду с этим такие матрицы обладают весьма скромными показателями цветопередачи не превышающими 262 000 цветов (напомним, что в технической характерисике будет указана цифра в 16,2 млн., выведенная путем реализации электронной схемы, использующей отображение при построении картинки ближайшего возможного для отображения цвета, а не именно того, который нужно было показать). В дополнение к этому матрицы типа TN имеют ограниченные углы обзора по вертикали и горизонтали, из-за которых смещение поля зрения пользователя в обеих плоскостях приведет к искажению цветов и потере четкости картинки. Матрицы *-IPS (In-Plane Switching) напротив, обладают прекрасной достоверной цветопередачей и высокими углами обзора, при которых картинка не искажается, полностью сохраняя исходный вид. Однако у первых матриц IPS был существенный недостаток – высокое время отклика, не позволявшее использовать монитор для игр и просмотра фильмов. В последних модификациях этого стандарта S-IPS и e-IPS ситуация в корне изменилась и мониторы укомплектованные TFT-матрицами изготовленными в соответствии с ними, сохранив наилучшие показатели цветопередачи смогли значительно снизить время отклика, сравнимое со временем отклика в 5 мс (по методике GtoG) мониторов на базе матриц TN. Такие мониторы стало возможно использовать в универсальных домашних мультимедийных центрах. Единственным недостатком, который у них остался, является высокая цена. Матрицы типа *VA (MVA – Multi-domain Vertical Alignment, PVA – Patterned Vertical Alignment) являются результатом поиска компромисса между двумя вышеперечисленными технологиями. Они характеризуются высокой контрастностью, достаточно хорошей цветопередачей, широкими углами обзора и временем отклика не уступающими S-IPS, а по цене занимают промежуточное положение между ними и TN. Единственным их недостатком в сравнении с IPS-технологиями, является наличие небольшого цветового сдвига при отклонении пользователя от экрана монитора в горизонтальной плоскости. Этот эффект особенно заметен на темных участках изображения. В современных матрицах S-PVA (Super PVA) удалось этот эффект значительно снизить, но не в полной мере. Подведя итог сказанному, можно сделать вывод: Современные мониторы с матрицами TN будут наиболее приемлемыми для мониторов игровых компьютеров, а также в качестве наиболее доступного варианта пользователям, непритязательным к точной цветопередаче и готовых мириться с ограниченными углами обзора. Мониторы с матрицами S-IPS, e-IPS наилучшим образом подойдут пользователям, профессионально занимающимся фотографией, дизайном, работой с проектировочными пакетами программ и прочей деятельностью критичной к достоверной передаче цветов и прежде всего ориентированной на отображение статической картинки. Мониторы с S-PVA и C-PVA матрицами можно рассматривать как более дешевую альтернативу матрицам S-IPS, e-IPS для того же рода задач, в случаях не требующих максимальных показателей последних, например для домашнего, не профессионального использования. Также при выборе монитора следует обратить внимание на тип используемой подсветки. В настоящее время она может быть двух видов: традиционной, использующей в качестве источника света газоразрядную флюоресцентную лампу с холодным катодом (CCFL) и светодиодную LED-подсветку. LED-подсветка бывает нескольких типов, наиболее распространенной из которых в массовых моделях мониторов, сейчас является торцевая подсветка на белых светодиодах. Сравнивая ее с традиционной подсветкой CCFL выделить какие-либо преимущества, кроме снижения толщины монитора не представляется возможным. Также как и флюоресцентная лампа белые торцевые светодиоды создают интенсивность свечения экрана (яркость), которая никоим образом не меняет прочих характеристик изображения. Единственным случаем, когда LED-подсветка действительно делает изображение лучше, является использование подсветки основанной на светодиодных триадах, расположенных не в торцах экрана, а равномерно расположенных параллельно плоскости матрицы, что позволяет подсвечивать с разной интенсивностью различные участки изображения и благодаря не моноподсвечиванию белым светом, а тремя основными цветами, значительно улучшать цветопередачу. LED-подсветка на светодиодных триадах сейчас очень дорога и реализуется в профессиональных мониторах самого высокого класса. Для обеспечения минимальной толщины корпуса монитора в моделях с торцевой LED-подсветкой на белых светодиодах блок питания делают внешним, в отличие от моделей с классической подсветкой CCFL, где он встроен в корпус монитора. Перед покупкой монитора, обязательно необходимо выяснить какие интерфейсы подключения он поддерживает. В настоящее время существуют такие интерфейсы подключения: Аналоговый интерфейс VGA (Video Graphics Array) через специальный разъем D-Sub Цифровой интерфейс DVI (Digital Visual Interface) Цифровой интерфейс HDMI (High Definition Multimedia Interface) Цифровой интерфейс DisplayPort Наличие разъема D-Sub и соответственно поддержку аналогового интерфейса VGA в новых моделях мониторов можно встретить все реже и реже. В основном интерфейс сохранился в бюджетных моделях с малыми диагоналями экранов. Учитывая практически полный отказ от реализации аналогового видеовыхода производителями видеокарт, применение таких мониторов оправдано в устаревших компьютерных системах, а также в случаях полностью не критичных к качеству изображения. Цифровой интерфейс DVI является первым цифровым интерфейсом, массово внедренным в компьютерные мониторы. Существует две разновидности этого интерфейса DVI-D и DVI-I, различие между которыми состоит в поддержке DVI-I через специальный переходник аналогового сигнала VGA. Цифровой интерфейс HDMI на сегодняшний день является наиболее массовым среди прочих поддерживаемых не только в компьютерной технике, но и в теле-видео технике, в т.ч. ЖК-телевизорах, плазменных панелях, DVD-проигрывателях и плеерах и пр. Помимо высококачественного цифрового сигнала через интерфейс возможна параллельная передача многоканального цифрового сигнала. HDMI через специальный переходник полностью совместим с интерфейсом DVI, однако в таком случае будет происходить передача только видеосигнала. Цифровой интерфейс DisplayPort по функциональным возможностям и качеству передачи сигнала изображения является аналогичным интерфейсу HDMI, однако значительно менее распространенным. Мониторы, кроме самых дешевых моделей, поддерживают несколько интерфейсов подключения и при соответствующей поддержке со стороны установленного в ПК видеоадаптера, рекомендуется использовать один из доступных цифровых интерфейсов, в виду более качественной картинки формируемой на экране с их помощью. Наличие нескольких входов также можно использовать для подключения к монитору нескольких компьютеров с возможностью переключения изображения между ними. Это может потребоваться при профессиональной работе с графикой и проектировочными пакетами. Поддержкой построения 3D-изображения могут похвастаться пока очень ограниченное число моделей, но бурный всплеск интереса к 3D не заставит долго ждать результат – практически все производители компьютерных мониторов готовят выпуск моделей с поддержкой этого режима. Многие люди, побывавшие в кинотеатре на просмотре 3D-фильма, испытывают настолько сильные впечатления, что хотят и в домашних условиях реализовать техническую систему, которая поможет в некоторой мере ощутить их заново. Для просмотра фильмов идеально для этой цели подходят 3D телевизоры, а вот для компьютерной игры, которая заставит пользователя поверить в свое личное присутствие в игровом мире, только более дорогие модели мониторов, способных поочередно и очень быстро формировать картинку для левого и правого глаза (это и есть основой эффекта 3D). Для обеспечения этого монитор должен обновлять картинку с частотой не менее 120Гц, т.е. за одну секунду на экране изображение должно обновиться 120 раз, из которых по 60 специально предназначенных кадров должны увидеть отдельно левый и отдельно правый глаз. Кадры не должны перекрывать друг друга, соответственно очень важной становиться высокая, не более 3 мс, скорость отклика матрицы. В противном случае возникнут эффекты искажения стереоизображения, что приведет к невозможности нормального восприятия. Следует заметить, что для достижения эффекта 3D пользователь должен находиться в специальных очках, затеняющих поочередно изображение, не предназначенное для просмотра соответствующим глазом. 3D-очки практически всегда входят в комплект поставки, однако приобрести их можно и отдельно. При выборе монитора также следует обратить внимание на тип покрытия экрана, которое может быть матовым или глянцевым. В последнее время заметно увеличилось количество моделей с глянцевым покрытием. В выключенном состоянии в экран такого монитора можно смотреться как в зеркало, во включенном состоянии при строгом соблюдении отсутствия посторонних источников света, в том числе и пассивно отраженного, такие мониторы формируют несколько более сочную картинку, что, впрочем, является очень субъективным утверждением. Однако блики света отражающегося на глянцевой поверхности часто приносят не очень хорошие зрительные ощущения. Единственным преимуществом глянцевого покрытия является более стильный и «гламурный» внешний вид. Мониторы с матовым покрытием экрана в виду отсутствия эффекта отражения света являются значительно более предпочтительным вариантом, если во главу угла ставиться удобство и комфортность использования. При выборе типа покрытия экрана нужно помнить, что это именно тип покрытия и матрицы, используемые в глянцевой и матовой модификациях, будут одинаковыми, следовательно, никаких значимых улучшений физических характеристик изображения в модели монитора с глянцевым исполнением покрытия быть не может. Для улучшения внешнего вида мониторов, наряду с применением глянцевого покрытия экрана, может использоваться специальный полированный пластик для изготовления корпуса. Однако за дополнительную красоту следует расплачиваться более частым уходом – на такой поверхности очень заметны отпечатки пальцев, пыль и прочие загрязнения. Некоторые модели мониторов имеют встроенные стереоколонки, позволяющие воспроизводить звук на уровне соответствующем стандартным компьютерным колонкам в 2-3 Вт. и тем самым экономить место на столе, однако в подавляющем числе случаев собственные колонки монитора остаются невостребованными. При встроенного ТВ-тюнера монитор превращается еще и в телевизор, телевизионные передачи на котором можно просматривать даже без включения компьютера, однако при этом вследствие более слабого усилителя мощности видеосигнала и более ограниченных углов обзора качество изображения будет более низким в сравнении с аналогичным по размеру ЖК-телевизором. Заканчивая обзор основных характеристик мониторов следует упомянуть о подставке, а именно о преимуществах, приносимых ее конструкцией. Бюджетные модели мониторов оснащены стандартной подставкой позволяющей регулировать только вертикальный угол наклона монитора. Более удобными в применении оказываются мониторы, подставка которых позволяет в дополнении к наклону отрегулировать монитор по высоте, а в некоторых случаях при необходимости повернуть его на 90 градусов, к примеру для комфортного просмотра вертикальных фотоснимков.

Комментарии запрещены.